Шумоизоляционные материалы
Звукоизоляция — очень важная часть программы усовершенствований вашего автомобиля. Особенности российских дорог, зверский рык тюнингованного двигателя и басы прямотока могут мешать водителю и пассажирам. Кроме того, делать шумоизоляцию салона обязательно нужно при подготовке к установке акустики.
Давайте будем разбираться последовательно. Что такое шум? Откуда он берется? Основной источник шума в машине — вибрации кузовных элементов, возникающие от неровностей дороги и действующих на движущийся автомобиль воздушных потоков. Еще «звучат» двигатель, трансмиссия и шины. Разумеется, ваша машина — особенная. В случае с российскими автомобилями, это утверждение стоит понимать буквально. Даже две новые машины — «две большие разницы».
Лучше всех с шумоизоляцией справляются в акустических лабораториях, но даже в собственном гараже можно достигать неплохих результатов. Обычно для шумоизоляции салона автомобиля используют три вида материалов — это шумопоглощающие и шумоизолирующие материалы, а также видродемпферы. Шумоизолирующие материалы мы использовать не будем. Сконцентрируемся на материалах двух остальных видов.
Вибродемпфирующие материалы искусственно утяжеляют кузовную панель. Чем тяжелее лист, тем сложнее его раскачать. К тому же, вибрация от кузова передается вибродемпферу, внутри которого механическая энергия превращается в тепловую. Нанотехнологии, и никакого волшебства. Выбирая вибродемпфирующий материал, необходимо обращать внимание на так называемый коэффициент механических потерь. Это цифра в промежутке от нуля до единицы. Чем ближе она к нулю, тем хуже. Если коэффициент механических потерь равен нулю, то колебания не затухают вовсе, а значит материал неэффективен. От чего зависит этот самый коэффициент? От состава и структуры, которые имеет вибродемпфирующий материал. Формулы изготовления вибродемпфирующих материалов и клея, которым они крепятся к элементам кузова держатся в строжайшем секрете — конкуренция, ничего не поделаешь.
При приклеивании вибродемпфирующего материала, необходимо соблюдать простые правила. Во-первых, клеить нужно на чистую, сухую, обработанную антикором поверхность. Во-вторых, очень важно, чтобы материал максимально плотно примыкал к железу по всей поверхности. Очень внимательно нужно изучить и те рекомендации, которые дает завод-изготовитель материала. Как правило, на материал нанесен термоадгезивный клей, который для более надежного соединения необходимо прогревать промышленным феном. Фен, кстати, поможет и уложить материал на поверхности со сложной выштамповкой. Уже говорили, но тем не менее — НИКАКИХ ПУЗЫРЬКОВ И ПОЛОСТЕЙ.
Бывают материалы, защищенные сверху дополнительным слоем ламината, бумаги или фольги. Здесь двойная польза. С одной стороны, дополнительный слой защищает сам материал, а с другой — может увеличивать демпфирующие свойства. Кстати, этот «бонусный» слой может заодно быть и неплохим звукоизолятором.
Вибродемпферы кладут на те участки кузова, которые имеют наибольшие вибрации. Это кузовные панели, тоннель карданного вала, колесные арки и другие «шумные» места. Разумеется, в разных местах надо использовать материалы с разными свойствами. Так, нельзя клеить слишком тяжелые материалы на потолок — он может провиснуть под весом вибродемпфера. Кстати, нельзя забывать и о том, что после проклейки материала, вам еще собирать обратно салон. Еще очень важно учитывать, что в разных местах автомобиля есть разные температуры, а значит и материалы должны быть разными. Впрочем, производители материалов для шумоизоляции все-таки стараются заботиться о нас, предлагая материалы разной толщины, с разными свойствами.
Всем хороши вибродемпфирующие материалы. Вот только они подходят для низкочастотных шумов. Высокочастотные их не боятся. И здесь на помощь приходят шумопоглощающие материалы.
Шумопоглощающие материалы сделаны из другого материала и нужны для других задач. Визуально они напоминают самый обычный поролон. Разница, тем не менее, есть. Разумеется, шум поглощается именно благодаря этой разнице. Дело в том, что ячейки поролона будто «нанизаны» на нитку, а ячейки шумопоглотителей совмещаются хаотично. Такой материал отлично подходит для борьбы с шумами средних и высоких частот. Попадая в систему ячеек, шум, буквально, теряется там. Заблудиться в беспорядочных частицах «лжепоролона» – легко. Обычно, шумопоглощающие материалы делают из полиуретана.Чем толще материал, тем эффективнее он будет «собирать» лишние звуки. Сверху материал отделан звуконепроницаемой пленкой. Она не только помогает гасить звуковые колебания, но и спасает нежный материал от влаги и химии, которые могут погубить его, забив собой поры.
Такими материалами изолируют капот, внутренние поверхности дверей и прочие места, где образуются акустические коробки, в которых могут гулять шумы. Обратить особое внимание на двери должны те, кто собирается устанавливать в них динамики. Можно дополнительно «утеплить» шумоизоляционным материалом потолок, а если задумали установить сабвуфер — и багажник.
Некоторые профессиональные тюнеры предпочитают использовать сэндвич-панели из вибродемпферов и шумопоглощающих материалов. Мы считаем, что трехслойный «бутерброд» из двух слоев вибродемпфирующего материала и шумоизоляционного материала между ними наиболее эффективен при изоляции пола салона, тоннеля карданного вала и глушителя.
Кстати, грамотно уложенная звукоизоляция поможет сберечь тепло и спасти внутренние поверхности от вездесущей ржавчины.