Lada Priora : Неубитый медведь
Автолюбители – это сообщество, расколотое на два лагеря. Одни – «иномарочники» – с пеной у рта доказывают, что любой отечественный автомобиль – заведомая «фигня», а другие, напротив, боятся покупать иномарку, потому что «ремонт дорогой, запчасти ждать долго, чинят не везде» и далее по списку.
Среди «иномарочников» все больше людей, которые ругают российские машины, никогда на них не ездив. Один из таковых, в Сочи на презентации Lada Priora , безапелляционно утверждал, что «Приора» – та же «десятка», которая несмотря на все улучшения «в тысячу раз» хуже Chevrolet Lanos. При этом, как оказалось, ни на «Приоре», ни на «десятке», ни даже на восхваляемом им «Ланосе» коллега ни разу не ездил.
Если такие стереотипы живут в голове людей, называющих себя «автомобильными журналистами», что же думают простые потребители? Они, судя по блогам и форумам, еще до появления «Приоры» в салонах придумывают ей достоинства и недостатки. И, конечно, вовсю обсуждают не вышедшую на рынок машину, хвалят, ругают и спорят… В общем, как говорится, делят шкуру неубитого медведя.
Главное
Строго говоря, Lada Priora – это модернизированная «десятка». Однако и для АвтоВАЗа, и для потенциальных покупателей это совершенно новая модель. Вазовцы рассказывают, например, что для запуска » Приоры » им пришлось освоить более двух тысяч новых деталей – почти столько же, сколько в свое время потребовалось для «Калины».
Вторые – потребители – с появлением Lada Priora получают качественно другой продукт: у нее по сравнению с ВАЗ-2110 более безопасный кузов, новый двигатель, абсолютно другой салон, а электроусилитель руля и даже подушка безопасности водителя (впервые в истории АвтоВАЗа) входят в стандартную комплектацию.
Настоящее
В Сочи группе журналистов очень повезло – в течение всей презентации «Приоры» рядом были люди, способные рассказать о новой машине буквально все. В первую очередь это главный конструктор проекта Валерий Павлович Козенков. А первая «Америка», которую открыл Валерий Павлович – это то, что «десятки» на главном конвейере АвтоВАЗа фактически нет уже несколько месяцев.
Дело в том, что «десятку» перевели на новое, разработанное для «Приоры» основание кузова – более безопасное и, что самое главное, гораздо более качественное. Теперь, по словам Валерия Павловича, при сварке детали не надо «притягивать» – они изготовлены точнее и легко состыковываются друг с другом, что автоматически привело к увеличению жесткости и надежности всего кузова. Кроме того, изменились штампы для изготовления дверных панелей. В результате этого » Приора «, а заодно и «десятка», которая доживает на конвейере последние месяцы, избавились от главной болезни отечественных машин – огромных и неравномерных кузовных зазоров. И если между задней дверью и крылом старых «десяток» можно было просунуть палец, то в новых Lada -110 и » Приорах » расстояние между этими деталями – всего 3,5 миллиметра!
Кроме всего вышеперечисленного, «Приора» получила усиленные двери с буферами, поглощающие энергию бокового удара, и новый, более жесткий щит передка. Старый – «десяточный» – при резком повороте руля прогибался, и машина реагировала на команды водителя с явным запаздыванием. На «Приоре» этого нет.
«Приора» получилась намного безопаснее прежних вазовских моделей. По результатам заводских краш-тестов, она получила 12,6 балла (4 звезды по EuroNCAP) за защиту пассажиров. И это всего лишь с одной подушкой безопасности.
«Десяточные» болезни излечили и в подвеске – » Приора » научилась отрабатывать неровности на ее малых ходах. Благодаря этому снизился уровень вибраций, исчезли стуки в ходовой, а машина стала намного собранее. К тому же появился задний стабилизатор поперечной устойчивости, с которым » Приора «, в отличие от ВАЗ-2110, уже не «скручивается» на выходе из поворота.
На Lada Priora ставится новый двигатель с кодовым обозначением 21126. Главное его отличие от нынешнего 1,6 – облегченная на 1,6 килограмма (!) шатунно-поршневая группа. Она позволила значительно снизить механические потери, на порядок (!) снизить расход масла и заметно повысить ресурс. По оценкам вазовцев – до 300 тысяч километров. Новые поршни, а также некоторые детали газораспределительного механизма теперь поставляют иностранцы. И тот же ремень, как гарантирует поставщик, должен «проходить» 200 тысяч.
Мощность 126-го двигателя – всего 98 лошадиных сил. C другой стороны, он вписывается и в «Евро-3″, и в «Евро-4″ (после установки «электронной» педали газа), а скоро закончатся работы по его адаптации к нормам «Евро-5″. Что интересно, у Приоры, по сравнению с «десяткой», не увеличился расход топлива – помимо установки более «грамотного» мотора конструкторы смогли добиться того, что масса машины почти не выросла. К примеру, только использование современных шумоизоляционных материалов позволило «сэкономить» более 10 килограммов, а машина при этом стала тише. Еще тише будет в модификации с кондиционером – благодаря установке заглушек во все технологические отверсия, ее кузов будет полностью герметичнен.
Наконец, «Приора» получила совершенно новый интерьер – его за несколько месяцев (в рекордные для АвтоВАЗа сроки) разработали итальянцы. Генподрядчиком стала компания AЕ, которая затем изготовила оснастку для производства всех необходимых деталей.
Салон, конечно, выглядит лучше «десяточного» – здесь современная панель приборов, удобные клавиши стеклоподъемников и регулировки зеркал, и так далее. Однако его качество пока очень далеко от «европейского» и даже «корейского» – велюровая отделка сидений с кривыми швами, пластиковые детали с необработанными острыми краями, болтающийся очечник, плохо закрывающийся бардачок и много чего еще. Особенно разочаровывает заднее сиденье – его спинка не складывается, как на иномарках, а снимается. А посередине – «десяточный» лючок, который можно открыть лишь с помощью перочинного ножа! Как объяснил Валерий Павлович Козенков, до этого просто «не дошли руки»…
На АвтоВАЗе прекрасно понимают, что в условиях современного рынка нельзя держать автомобиль на конвейере по 20 лет, как это было принято в советское время. Поэтому «Приоре» отведено не более пяти лет производственной жизни. Естественно, и антиблокировочную систему, и подушки безопасности вместе с блоками управления ими разработаны и настроены за границей – на ВАЗе справедливо посчитали, что изобретать велосипед сейчас нецелесообразно.
Больше всего «вазовцы» гордятся тем, что они постоянно следят за отзывами и вносят изменения в конструкцию машины – раньше на пути конструкторов возникало множество административных проблем, а теперь их почти нет. Самое смешное, что даже главный конструктор «Приоры» Валерий Павлович Козенков не знает, куда они – административные проблемы – делись. Раньше ему приходилось писать руководству по нескольку служебных записок с обоснованием той или иной переделки, а потом «сидеть» и ждать решения. Теперь же такие вопросы решаются максимум в течение нескольких дней. К примеру, уже после запуска машины «излечили» от «классической» вазовской болезни – попадания воды в багажник. Для этого изменили уплотнение задних фонарей и лючка бензобака.
Теоретически, на «Приору» можно поставить импортный двигатель и даже автоматическую коробку передач. Однако такие агрегаты сделают машину дороже на несколько тысяч долларов. В принципе, на АвтоВАЗе не исключают, что такие автомобили появятся, но лишь в том случае, если на них будет спрос. А этот вопрос пока остается открытым.
Субъективное
Ни для кого не секрет, что и покупатель в автосалоне, и журналист на тест-драйве первое впечатление о машине составляет не по ходовым качествам, а по тому, как сделан ее интерьер. Если он добротный, удобный и уютный – ты относишься к машине благосклонно, если всего этого нет – в ходе дальнейшего знакомства начинают раздражать шумоизоляция, управляемость и все остальное.
Если за руль «Приоры» попадет владелец не самой дешевой иномарки, то он, безусловно, найдет к чему придраться. И пластик «дешевенький», и ручки «хлипенькие», и сиденья черезчур «мягенькие», подрулевые переключатели с острыми краями… Ну а надпись «Open» на крыще ящика на центральной консоли – это, по крайней мере, странно. С другой стороны, хорошо, что не написали «Откр.» или «Тяни».
Что касается сидений, то для того, чтобы сделать их «более анатомическими», нужен синтетический наполнитель. Такие материалы поставлялись на предыдущие модели АвтоВАЗа, однако теперь конструкторов «Приоры» не устраивает их качество – ищут новых поставщиков. А сейчас, в качестве временной меры, на «Приоре» применяется набивка на основе растительных волокон. Она обеспечивает вполне приемлемую мягкость и форму кресел и, в отличие от синтетики, не «просиживается» со временем.
В общем, понятно , что придираемся зря. Ибо салон «Приоры», несмотря на все недостатки, действительно намного лучше «десяточного». И покупатели такой машины, безусловно, заметят «рывок» и в плане дизайна, и в плане качества.
А вот на ходу машина безоговорочно понравилась. Конечно, и здесь есть недостатки – нечеткий механизм КПП, «длинный», делающий почти четыре оборота от упора до упора, руль, довольно «громкий» двигатель… Впрочем, дело тут не в двигателе, который на самом деле стал тише, а в новом катализаторе, который работает как резонатор… Но потребителю все это не важно.
Потребителю важнее то, что «Приора» избавилась почти ото всех серьезных недостатков «десятки». Подвеска перестала дребезжать и стучать, исчезли люфты в рулевом управлении. Сам руль, благодаря электроусилителю, наконец-то стал легким и, в то же время, может похвастать хорошей обратной связью. В салоне на хорошей дороге не слышно ни единого скрипа, да и в целом шумоизоляция заметно улучшилась. Но на фоне всех этих достоинств становятся особо заметными обидные недочеты, перекочевавшие сюда с «десяток». К примеру, у «Приоры» по-прежнему не опускаются до конца стекла передних дверей, а открыть снаружи крышку багажника без ключа невозможно: бесполезный электропривод с кнопкой в салоне сохранился, но аналогичную кнопку на самом багажнике установить не додумались. Зато тот же самый багажник теперь можно открыть дистанционно кнопкой на ключе.
Короче говоря, «Приора» – это чуть ли не первая из отечественных машин, которая не оставляет ощущение «полуфабриката». Да, у нее есть недостатки, мелкие и крупные. Однако она стоит в полтора раза дешевле своих ближайших конкурентов. И это касается лишь розничной цены. А ведь еще есть такое понятие, как стоимость владения, и в этой категории российские автомобили пока обыгрывают всех конкурентов.
Послесловие
Как рассказывал Валерий Павлович Козенков, несколько лет назад на АвтоВАЗе был аудит производства, который провели западные консультанты. Они дали рекоммендацию: перестать выпускать «десятку», устранить все ее недостатки, и запустить производство вновь.
Выход на рынок «Приоры» – это по сути и есть рекомендованный перезапуск «десятки». Безусловно, машина стала лучше, но, с другой стороны, так и осталась «моделью середины девяностых». У западных конкурентов с тех пор ушли на пенсию уже несколько поколений машин, а «десятка», пусть с другим названием и немного измененной конструкцией, будет «в строю» еще пять лет.
Понятно, что «Приора» – это лишь паллиатив, способ не растерять клиентов, до сих пор сохраняющих лояльность АвтоВАЗу. А вернуть расположение тех, кто уже пересел на дорогие и не очень иномарки, Волжскому автозаводу не поможет никакая «Приора».
В любом случае, на что-то большее завод не способен без участия серьезных западных партнеров. И пока ведется их поиск, в Тольятти сумели показать, что завод жив и умирать пока не собирается.